Глава 17 - Выкуп первенца

И сказал Б-г Моше: "Поспят мне каждого первенца, вышедшего из материнской утробы, у сынов Израиля -среди людей и среди скота - ... Мне принадлежит он... " И было: когда не желал фараон отпустить нас. убил Б-г всех первенцев в стране Египетской, от первенца человека до первенца скота. Поэтому я приношу Б-гу каждого первенца мужского пола, вышедшего из утробы матери, а каждого первенца среди моих сыновей выкуплю
(Шмот. 13:1,2,15).

Все первинки Б-гу

Сказал царь Давид: "Б-гу принадлежит земля и все, что ее наполняет" (Тегилим, 24:1). Так сказал Всевышний если вы отделили для Меня первинки, то все остальное могут есть бедные, с Моего позволения. Но если вы не от делили для Меня первинки, я вообще не даю вам в Моем мире ничего, все это свято и запрещено к употреблению в пищу. Поэтому евреи отделяют все лучшее и любые первинки плодов их земли для Того, Кто все это сотворил и дал им. Даже то, что остается после первоначального отделения, разрешено к пользованию только после того, как произносят благословение, и "каждый, кто пользуется этим без благословения, все равно как получает пользу от того, что свято и посвящено Небесам"
(Брахот, 35а).

Все первинки плодов земли принадлежат Всевышнему, как сказано:
"Начало первинок твоей земли приноси в дом твоего Б-га Всесильного..."
(Шмот, 23:19).

"И принесете вы первинки жатвы вашей ко гену" (Вайикра, 23:10).

"Из первинок теста вашего во всех поколениях ваших дадите приношение
Б-гу" (Бемидбар, 15:21).

"Все лучшее из вашего масла, вашего вина и злаков -начала их, которые вы дадите Б-гу, тебе [священнослужителю] отдал Я. Первинки всего, что есть в землях ваших, которые вы принесете Б-гу, будут тебе..."
(Бемидбар, 18:12,13).

Все первинки скота принадлежат Всевышнему, как написано: "Всякого первенца, что родится в крупном скоте твоем и в мелком, мужского пола посвящай Б-гу твоему Всесильному. Не работай на первенце твоего крупного скота и не стриги первенца твоего мелкого скота" (Дварим, 15:19).

Первенцы утробы - принадлежат Всевышнему, как написано: "Посвящай Мне каждого первенца, вышедшего из материнской утробы, у сынов Израиля — среди людей и среди скота — Мне принадлежит он" (Шмот, 13:2).

Тора называется "первинками" и принадлежит Все вышнему, как сказано:
"Б-г создал меня в начале пути Его, раньше всех созданий Своих"
(Мишлей, 8:22).

Первинки всякой мудрости и первинки всякого зна-ния принадлежат Всевышнему, как сказано: "Первинки мудрости — боязнь Б-га"
(Тегилим, 111:10).

Израиль называется "первинками" и принадлежи! Всевышнему, как сказано: "Названные по именам, первинки народов" (Амос, 6:1).

И скажешь фараону: "Так сказал Всевышний: сын Мой, первенец Мой — Израиль". И скажешь ему: "Отошли Мой народ, дабы он служил Мне! Откажешься отослать его — убью Я сына твоего первородного"
(Шмот, 4:22 23).

Первенцы и левиты

Фараон и весь народ египетский не желали признавать Всевышнего, говоря: "Кто такой Б-г — чтобы я Его слушался?" Они забрали все первинки и принесли их своим б-гам — призведению своих рук. "И убил Б-г всех первенцев в земле Египетской - от первенца человека до первенца скота" (Шмот, 12:39) и сотворил суд над всеми б-жествами Египта. И умер каждый первенец в стране Египетской - от первенца фараона, сидящего на троне, до первенца рабыни, которая работает над жерновами, и всякий первенец скота.

Но Израиль верил во Всевышнего, как сказано: "И поверили они в Б-га и в Моше, служителя Его" (Шмот,14:31), и заключили со своим Б-гом союз крови — крови обрезания и крови пасхальной жертвы. Поэтому пропускал Всевышний дома сынов Израиля, когда поражал Египет, и спас их дома. Не только первинки свои отдал Израиль Всевышнему, но весь народ, от мала до велика, все вместе вступили со Всевышним в союз и подчинились Ему. И поскольку все вступили в союз веры со Всевышним, Он отделил от них только их "первинки".

И наш отец Лаков, который пошел на самопожертвование ради права быть первенцем и взял первородство у Эйсава, своего брата, сделал это только ради той святости, которая в избытке содержится в этом праве, чтобы Эйсав не осквернил первородство и чтобы он, Яаков, удостоился всегда служить Всевышнему, как коген, приносящий жертвы Небесам.

И первенцы Израиля были отделены от своих братьев ради служения Всевышнему, чтобы постоянно стоять пред Его лицом, и то служение, которое им предстоит выполнить, они будут делать за всех своих братьев, ибо все определяется началом.

Сказали мудрецы наши: "Почему велел Всевышний выкупать первенцев, сынов Израиля, обменивая их на левитов? Потому что вначале первенцы служили, как кованым, пока их место не заняло колено Леви. ... Когда согрешил Израиль [сделав золотого тельца], то именно первенцы приносили жертвы [тельцу]! Тогда сказал Всесильный: "Я дал преимущество первенцам и возвеличил их, а они отвергли Меня и принесли жертвы тельцу — поэтому Я лишаю первенцев права быть священнослужителями и ставлю на их место сынов Леви, которые не служили тельцу!" (Бемидбар раба, 4).

Первенцы лишились права быть священнослужителями, но первоначальная святость, святость первинок, с них не снята. Они — первенцы своих матерей, с начала своего творения на них лежит святость. Как же можно снять с них святость, которой первенцы отмечены более всех своих братьев? Выкупом: "Его надо выкупать в месячном возрасте пятью серебряными шекелями, шекелями святости, которые составляют двадцать монет" (Бемидбар, 18:16).

Когда отдаст первенец колену деньги, которыми его оценивает Тора (потому что все потомки Леви поставлены вместо него), он окажется выкупленным, освобожденным от святости того, кто первым вышел из утробы матери, и на его место станет потомок Леви, который примет на себя его святость.

Святость не исчезла, она перешла с первенца на коге-на, потомка Леви, благодаря выкупу, который отдан ему. Но первенцы не были освобождены от обязанности постоянно служить Всевышнему. Хотя коген занимает место первенца и становится слугой Превечного, но и первенец тоже имеет отношение к священнослужению и через него к Превечному, к вечной жизни.

Отцу, выкупившему своего сына, засчитывается словно он отдал его Небесам, выполнив то, что говорит Писание: "Первенца твоих сыновей отдашь Мне".

О выкупе первенца

1. Тора предписывает отцу выкупить своего первородного сына после того, как тому исполнится один месяц.

Выкуп производится в тридцать первый день после рождения ребенка, не позже. Исключение составляет тот случай, когда тридцать первый день оказывается субботой или праздником: тогда выкуп переносят на день позже.

2. Если отец не находится в том же городе, что и ребенок, он выкупает его в любом месте, где он в это время находится.

3. Если отец не выкупил сына вовремя, он обязан это сделать потом.

4. Если отец вообще не выкупил сына, сын сам обязан себя выкупить, когда подрастет и должен будет исполнять заповеди.

5. Выкупу подлежит только тот, кто является первенцем у своей матери. Первенец отца но не первенец матери свободен от выкупа. Если до рождения этого ребенка у женщины был выкидыш, она должна проконсультироваться у раввина.,

6. Ребенок, родившийся в результате кесарева сечения, свободен от выкупа.

7. Коганим и левиты свободны от обязанности выкупать своих первенцев. Только в том случае первенец подлежит выкупу, если и отец и мать его - простые евреи. Однако в том случае, если отец его или мать принадлежат к коганим или к левитам, ребенок свободен от выкупа.

8. Если родились близнецы, мальчик и девочка, то обращают внимание на того, кто родился первым: если мальчик, он подлежит выкупу, если девочка - нет.

9. Выкуп не переносят на более позднее время (после тридцать первого дня от рождения), даже если младенец пока еще не обрезан.

10. Младенца выкупают пятью шекелями, о которых говорит Тора. Их передают колену. В наше время стоимость этих пяти шекелей определяет авторитетный раввин данного места.

11. Вместо шекелей отец может отдать колену в качестве выкупа за своего сына-первенца любые другие монеты, а также вещи, имеющие ту же стоимость. Но нельзя выкупить первенца ценными бумагами или чеками, а если все же поступили так, первенец считается невыкупленным, и выкуп необходимо сделать еще раз, правильно.

12. Коген может вернуть отцу в качестве подарка сумму, полученную от него как выкуп сына-первенца, но нельзя давать колену с самого начала сумму при условии ее возврата.

13. Любой коген может выкупать первенца, но тот, кто хочет выполнить эту заповедь как следует, будет искать колена — знатока Торы, чье происхождение из колена Леви не подлежит сомнению.

14. Отцу можно разделить сумму выкупа между несколькими коганим, чтобы выкуп проходил при участии их всех.

15. Если отец сказал одному колену, что даст ему выкуп за своего сына-первенца, он не имеет права передумать и привести другого колено.

16. Младенца наряжают в красивые одежды, украшают его в честь этой заповеди, и отец приносит его в колену вместе с выкупом, равным пяти шекелям, кладет их перед коленом и говорит: "Моя жена-еврейка родила мне этого сына, первенца, и вот я отдаю его тебе".

17. Коген спрашивает отца: "Чего ты хочешь более: сына-первенца или пять шекелей, которые ты обязан отдать мне в качестве выкупа за твоего сына-первенца?"

18. Отец отвечает: "Я желаю выкупить моего сына. Вот деньги, которые я должен тебе, согласно Торе".

19. Раньше чем отдать деньги когену, отец громко произносит: "Благословен Ты, Б-г наш Всесильный, Царь мира, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам выкупать первенца. Благословен Ты, Б-г наш Всесильный, Царь мира, давший нам дожить, и просуществовать, и достигнуть этого времени!"

20. После этого благословения отец передает выкуп когену, который, взяв бокал вина, произносит над ним благословение "Творящий плод виноградный". Есть также обычай приготовить миртовые ветви, чтобы после благословения на вино коген сказал еще одно благословение: "Творящий благовонные древа". Все присутствующие произносят амен после каждого благословения.

21. Коген берет деньги, протягивает ту руку, в которой они находятся, к головке ребенка и говорит: "Это — вместо того, это - замена того, это — теряет свою силу благодаря тому. Этот ребенок пусть придет к жизни, к Торе и к страху перед Всевышним. Да будет воля Б-жья, чтобы так же, как он пришел к выкупу, пришел он к Торе, хупе и добрым делам, и скажем: амен!" После этого коген кладет руку на головку ребенка и благословляет его: "Да возвеличит тебя Всесильный, как Эфраима и Менаше! Да благословит тебя Б-г и охранит тебя! Осветит тебя Б-г ликом Своим и одарит тебя! Да обратит Б-г к тебе лик Свой и даст тебе мир! Б-г — твой страж, Б-г — твоя сень по твою десницу! Ибо долготу дней, и годы жизни, и мир прибавят тебе! Б-г да охранит тебя от всякого зла, да хранит душу твою".

22. Вся церемония выкупа проходит во время трапезы, которую устраивают в честь этой заповеди, и она называется трапезой заповеди. После того ,как присутствующие вымыли руки и произнесли благословение на хлеб, начинается вся церемония выкупа, которая описана выше. После выкупа едят, пьют и веселятся.

 

Untitled Document
ТЫ И ТВОЙ ДОМ
The Jew and His Home
Untitled Document
Библиотека - Library

Новости F.R.E.E.
Получайте новости F.R.E.E. по электронной почте!

Навигация
 


  Judaism In Russian
A project of F.R.E.E. Publishing House
The world's First publisher of authentic Jewish literature in modern Russian
© 2003-2024 Cong. Friends of Refugees of Eastern Europe. All rights reserved.